Эдуард Хиль родился 4 сентября 1934 года в Смоленске. Отец — Анатолий Васильевич Хиль — был механиком. По отцовской линии: дедушка — Василий Нилович возглавлял церковный хор, был репрессирован; бабушка — Федора, домашняя хозяйка. Мать — Елена Павловна Калугина, бухгалтер. По материнской линии: дедушка — Павел Трофимович, участвовал в строительстве Беломорканала; бабушка — Александра Фоминична, железнодорожный билетный кассир. Детство Эдуарда, которое пришлось на Вторую мировую войну, было тяжёлым. Когда нацистская Германия напала на Советский Союз, Эдуард вместе с матерью и отчимом (родители на тот момент уже развелись) жил в Смоленске. Мальчика вместе с другими детьми удалось эвакуировать буквально за полтора часа до того, как город был захвачен немцами. После чего Эдуард попал в детский дом посёлка Раевский под Уфой[2][3], где ему пришлось научиться силой отстаивать своё положение. Когда ему было девять лет, он вместе с другом пытался два раза убежать на фронт, но оба раза их ловили и возвращали. С родителями Эдуард воссоединился, когда Смоленск освободили от немецкой оккупации. Из-за того, что мальчик в тот период сильно недоедал, у него развилась дистрофия и лишь помощь его бабушки помогла ему от неё вылечиться. В 1949 году он приехал в Ленинград и поступил в Ленинградский полиграфический техникум. Также он занимался в оперной студии Дворца культуры им. Кирова, работал мастером на фабрике офсетной печати, увлекался живописью, учился в вечерней школе музыкального образования. В 1960 году окончил Ленинградскую консерваторию (класс пения Е. Г. Ольховского и З. П. Лодий) и начал выступать как солист Ленконцерта[1]. Постигал актёрское мастерство у режиссёров Э. Г. Пасынкова и А. Н. Киреева. По окончании консерватории (1960) продолжились выступления и в спектаклях Оперной студии консерватории, состоялись и первые концерты с классическим и камерным репертуаром из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Верди, Бизе, Пуччини, Гуно, Шуберта, Бетховена, Мусоргского. Хиль пел Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и в «Севильском цирюльнике» Россини, Януша из «Гальки» Монюшко, ведущие партии в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме», графа Эльфора в «Чёрном домино» Обера. За исполнение последней партии Эдуард Хиль стал лауреатом фестиваля «Белые ночи». В 1962 году певец впервые выступил с эстрадным репертуаром на сцене ЦДРИ в Москве, где молодого певца представил мэтр советской эстрады Леонид Утёсов. В 1965 г. Эдуард Хиль принял участие в Фестивале советской песни, собравшем лучших её исполнителей, включая признанных классиков жанра Клавдию Шульженко и Леонида Утёсова. В 1969 году певец возглавил жюри песенного конкурса, на котором впервые заявили о себе и стали лауреатами молодой певец Лев Лещенко и белорусский ВИА «Песняры». На Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел первый диск-гигант певца. Эдуард Хиль записал на грампластинку детские песенки — сказки. Без его участия не обходился ни один телевизионный «Голубой огонёк». В 1970 году певец записал свою песню — шлягер «Зима» /Э.Ханок — С.Островой/, которая имела значительный успех. В 1971 году он исполнил песни «Семёновна» /Е.Барыбин — Ю.Погорельский/ и «Будет жить любовь на свете» /В.Дмитриев — А.Ольгин/, немного позднее — «Счастливый день» /В.Дмитриев — М.Рябинин/. С этого года Эдуард почти каждый год участвовал в телевизионных музыкальных фестивалях «Песня Года». В 1975 году певец стал лауреатом премии Ленинского комсомола. На Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел очередной диск-гигант певца. Эдуард Хиль пел в дуэте со многими ленинградскими певицами, такими, как Мария Пахоменко, Таисия Калинченко, Людмила Сенчина, а также с Марией Лукач, Майей Кристалинской, Аллой Пугачёвой, Валентиной Толкуновой и другими. Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила его совместный диск-гигант с Марией Пахоменко. Как-то на концерте Юрий Гагарин попросил Хиля спеть песню «Как хорошо быть генералом». Он стал петь и вдруг все генералы, как один, поднялись и вышли из зала. Потом его вызвали в Политуправление армии и сказали: «Все, годик отдыхаешь и от гастролей, и от телевидения». Спустя какое-то время на приеме певец встречается с Гагариным, и он спрашивает, как у артиста дела. Хиль и рассказал ему об этом. Гагарин пошел в Политуправление и объяснил, что эта песня не о наших генералах, а об итальянских… «Ах, так это о натовских генералах он пел? Ну тогда можно» — сказали в этой серьезной организации[4]. В 1966 году Э. А. Хиль получил признание и в мало знаменитой русским искусством Бразилии, где на международном конкурсе «Золотой петух» принёс песне Андрея Петрова «А люди уходят в море» четвертую премию. Зрительские же симпатии бразильцев отдали русскому певцу безоговорочное первенство. Тепло принимал 20 тысячный зал «Мараканазинья», где проходил фестиваль, и исполнением Э. А. Хилем «Подмосковных вечеров» с аккомпанементом автора В. П. Соловьева — Седого. В 1977—1979 гг. преподавал сольное пение в ЛГИТМиКе. Среди его учеников такие разные исполнители, как Олег Погудин и Евгений Дятлов. Эдуард Хиль — первый исполнитель песен «Лесорубы» и «Лунный камень» Аркадия Островского, «Песня о друге», «Голубые города», «А люди уходят в море» Андрея Петрова. С голосом Эдуарда Хиля ассоциируются такие известные песни, как «С чего начинается Родина?», «У леса на опушке…», «На безымянной высоте», «А люди уходят в море», «Как провожают пароходы», «Ах, море, море», «Лесорубы», «Человек из дома вышел», «Ходит песенка по кругу», «Это было недавно, это было давно», «Голубые города», «Как хорошо быть генералом», «Березовый сок», «Солнечная баллада», «Два брата», «Лунный камень», «Пора любви», «Не плачь, девчонка», «Остаюсь ленинградцем» и др. В начале 1980-х годов на Ленинградском телевидении Эдуард Хиль создал и вел программу «У камина», в которой рассказывал об истории классического русского романса, приглашал лучших исполнителей — профессионалов, студентов консерватории и театральных вузов, пел сам. Юбилейные концерты 1994 года в Москве и Петербурге показали, что певец по-прежнему любим своими почитателями, а его исполнительское мастерство не только не потускнело, но и обогатилось новыми яркими красками. В 1996 году Эдуард Хиль представил новый проект «Хиль и Сыновья», созданный благодаря идее музыканта и композитора Дмитрия Хиля — сына прославленного певца. Вместе с молодыми музыкантами группы «Препинаки» Эдуард Хиль по-новому представил ряд популярнейших в 1960—1970 годы песен, внеся в них современные аранжировки. С 1997 участвует с сыном в совместном проекте с рок-группой «Препинаки». Выпущен альбом «Ходит песенка по кругу» и клип на новую версию песни «Человек из дома вышел». Эдуард Хиль — солист-вокалист филармонической организации «Петербург-концерт». Особенно широкое общественное внимание привлекли выступления Хиля в парижском кабаре «Распутин», куда чтобы услышать певца специально приходили Шарль Азнавур, Мирей Матье, Жильбер Беко; пел Булат Окуджава, выступали Евгений Евтушенко, Никита Михалков. Там же в Париже вышел и первый компакт диск певца «Le Temps de L’Amour» («Пора любви»). К трёхсотлетию Петербурга Эдуард Хиль подготовил и исполнил на музыку Р. Глиэра и стихи собственного сочинения «Гимн городу», городу, который считает его одним из самых почётных своих граждан. Также был выпущен компакт-диск с 12 песнями, написанными Д. Э. Хилем и поэтами С. Салтыковым, Э. Кузнецовым, И. Авраменко, О. Чупровым. В 2004 году с большим успехом в Петербургском Театре музыкальной комедии прошел концерт, посвященный 70-летию народного артиста России Эдуарда Хиля. Кроме самого юбиляра, выступившего с программой «Песни длиною в жизнь», в концерте приняли участие Эдита Пьеха, Бен Бенцианов, Людмила Сенчина, Зоя Виноградова, Виталий Копылов, Таисия Калинченко. Манера исполнения Хиля неповторима и легко узнаваема, характеризуется обаянием, неизменно отличным звучанием яркого, звонкого и полётного лирического баритона, мощным зарядом оптимизма и юмора. На сцене Хиль держится очень уверенно, подтянуто, сопровождая пение лёгкими танцевальными движениями и эффектной жестикуляцией. Никогда не изменявший академическому стилю пения, Хиль отличается завидным сценическим долголетием. По мнению многих музыкальных критиков, Эдуард Хиль стал одним из символов Ленинграда. В 2010 году Хиль пережил очередной всплеск популярности. В Интернете большой интерес вызвал видеоклип Хиля на вокализ А. Островского «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой», Хиль стал известен широким массам американских слушателей. Данный вокализ в США получил название «Trololo». Видеоклип стал настолько популярным, что пародию на него исполнил известный киноактер Кристоф Вальц. Этот вокализ также исполняли Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский, венгерский певец Янош Коош и эстонский певец, музыкант и художник Март Сандер. По состоянию на 2010 год место жительства Хиля — Санкт-Петербург, Толстовский дом на улице Рубинштейна. Всплеск популярности в Интернете в начале 2010 года В 2010 году видеоролик вокализа, выложенный на YouTube, приобрёл огромную популярность во многих странах, в результате чего Хиль стал известен как «мистер Трололо». Этот «древний» киноролик является, скорее всего, фрагментом киноплёнки, снятой на гастролях в Швеции в 1976 году. Клип породил множество пародий. На это отреагировал сам певец, предложив сочинить слова на мелодию, с каждого по куплету, на любом языке. Также ему поступили предложения совершить мировое турне. А значки и майки с его изображением — чуть ли не самый ходовой товар в британских интернет-магазинах. Российские же блогеры предлагали отправить Хиля на «Евровидение». Такая песня, по их мнению, просто не сможет проиграть. После появления его ролика в американских блогах, певец выступил в модном московском клубе. Молодёжная аудитория приняла выступление Хиля с советскими шлягерами 1960—1970-х с энтузиазмом.
И вот, он умер. Эх. Предлагаю почтить его память прослушиванием этой композиции. Живи и давай жить другим. Тише едешь- дальше будешь. Бери пока дают. *** И ни в коем случае не делите на ноль. Вы предупреждены.
R.I.P. Только что смотрел рандомные видео на ютубе и под его песнями все пишут, что он умер.. Я думал, что гуф, а оказывается... Ну пиздец, что. Весёлый был мужик.
Вообще, у него действительно неплохой голос. Я слышал несколько его песен, хотя вспомнить сейчас могу только песню "Как хорошо быть генералом". Помнится, на днях показывали его концерт. "Таки конечно" - таки вводное слово, которое таки выделяется запятыми...